Абикова Алена Константиновна
Пробуждение и развитие интереса к чтению создают более полное представление детей об окружающем мире. Сформированность навыка чтения является одним из важнейших условий дальнейшего успешного обучения как в начальной, так и в средней школе, самостоятельного познания ими жизни из литературных источников, надёжным средством ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. Процесс формирования интереса к чтению у детей с ЗПР имеет существенные отличия вследствие недостатков общей моторики и зрительно-моторной координации, зрительного восприятия и внимания, пространственной ориентировки, слухового внимания и слухо-моторной координации. Работа с книгой в условиях работы с детьми с ЗПР требует специфических подходов. Чрезвычайно ответственным здесь является определение направлений формирования интереса к чтению, в том числе формирования интереса к занятиям по обучению чтению.
В современных условиях глобальной информатизации книга вообще и детская книга в частности теряет свои исконные позиции. Не секрет, что дети сегодня быстрее приобщаются к видеопродукции и компьютерным играм, чем начинают говорить. Учащиеся больше не рассматривают чтение как приоритетный способ проведения досуговой деятельности, а мотивация современных школьников значительно отличается от мотивации их сверстников 80-х годов XX века. Такая ситуация может быть объяснена рядом объективных и субъективных причин. Однако ни одна из этих причин не может поставить ее вне круга актуальных проблем современности, требующих своего решения.
Ребенок, у которого не сформирован навык осознанного беглого чтения, испытывает большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, не хочет посещать библиотеку, потому что чтение книг
доставляет ему не столько удовольствие, сколько мучение. А ведь детство играет исключительно важную роль в формировании не только отдельной личности, но и человеческого сообщества в целом. Образовательные, мировоззренческие, культурные, нравственные приоритеты, которые формируются с детства, определяют жизненный путь целых поколений, влияя на общее развитие и состояние цивилизации. Поэтому взрослые - прежде всего родители и педагоги - все свои педагогические усилия должны направлять на становление богатого внутреннего мира ребенка, воспитание в нем творческого начала, положительного мировосприятия, желания саморазвития. Для этого чтение художественной литературы выступает действительно ценным средством.
Последние исследования убедительно свидетельствуют о том, что реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от отбора текстов, так и от правильной организации чтения как совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Вполне понятно, что работа с книгой в условиях обучения детей с ЗПР требует ещё более специфических подходов. При правильно выбранном подходе к организации обучения детей с ЗПР навыкам чтения результатом будет являться то, что обучающиеся будут воспринимать книгу как опору, основу для получения или расширения новых знаний, проявлять живой интерес к ее содержанию, творчески перерабатывая и продолжая его.
Проблема формирования ребенка как активного, творческого читателя неразрывно связана с проблемой изучения и развития его интересов. В широком смысле слова читательский интерес - это активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста. Таким образом, решающая роль в создании условий, способствующих формированию навыков чтения учащихся, отводится интересу.
Особенностями, осложняющими формирование интереса к чтению у детей с ЗПР, являются недостатки смысловой стороны процесса чтения (учащиеся плохо осознают последовательность событий в тексте, его главную мысль, характер взаимодействия персонажей, не считаются пространственно-временные параметры описываемых в произведении событий, затрудняются выразить свои эмоционально-оценочные суждения), недостаточная сформированность технической стороны, провоцирующей недостаточное понимание содержание текста, неустойчивые познавательные интересы, низкий уровень
развития мотивационной и эмоционально-волевой сферы, недостаточный уровень программирования и регуляции своей учебно-познавательной деятельности, несформированность навыков самоконтроля. Чтение для детей с ЗПР – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля, поскольку дети с ЗПР характеризуются слабой осознанностью своего мыслительного процесса, умственной пассивностью, неустойчивостью ума. Осознание для них выступает особой задачей, и в этом случае требуется помощь в освоении программного материала: более развернутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большего количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.
Интерес к чтению является одним из компонентов познавательного интереса и должен находить свое развитие в учебно-воспитательном процессе младшей школы. Однако у первоклассников с ЗПР из-за особенностей психологической сферы интерес к чтению недостаточно формируется в полной мере в рамках предусмотренной программы обучения, именно поэтому особо актуальным для нас явилась разработка методики, которая через формирование интереса к занятиям по обучению чтению, позволила бы произвести необходимую корректировку и заложить основу интереса к самому чтению.
Нами был основательно изучен вопрос привития интереса к чтению у первоклассников с ЗПР и сформирована система занятий, которая позволит развивать интерес к чтению. Важным условием обучения чтению является то, что необходимо ценить в ребенке личность, а не видеть в нем только объект воспитания.
Этапы реализации разработанной методики:
I. Ознакомление детей с буквами, чтение открытых слогов.
Для первоклассников важно запоминание звуков, а не букв. Изучая букву, предлагаем следующие задания:
- найти изучаемую букву среди уже известных букв;
- вспомнить слова, в которых определенный звук находится в начале, в середине, в конце слова;
- найти и прочитать слоги, которые образуются с помощью этой буквы, обращая внимание ребенка на особенности их чтения (в открытых слогах сначала произносится первый, согласный звук, а потом рот сразу раскрывается для произношения гласного звука. Следует не допускать побуквенного чтения слогов);
- найти слог с новой буквой среди других слогов;
- найти слог с новой буквой в словах;
- составить из ранее изученных слогов слова, смоделировать слова из новых слогов и другие задания.
II. Ознакомление с закрытыми слогами. Обращаем внимание ребенка на особенности их прочтения: в закрытых слогах первый звук тянется (поется), а затем без паузы произносится второй - согласный звук.
III. Изучение открытых слогов с несколькими согласными. Следует обратить внимание на этом этапе на технику чтения таких слогов: сначала надо прочитать первый согласный, а дальше слито читать открытый слог (к / ра, со / та).
IV. Чтение слов.
V. Сочетание слов в словосочетания, их чтение.
VI. Чтение предложений.
VII. Чтение текстов.
Кроме того, предлагаем методические рекомендации при проведении занятий с детьми.
1. При работе с детьми следует учитывать уровень речевого развития ребенка и языковые способности, индивидуальные особенности каждого ребенка, его физическое и психическое состояние, предпочтения, интересы, желания.
2. В зависимости от индивидуальных особенностей детей нужно очень корректно определять объем и учитывать степень сложности задач.
3. Первые занятия должны длиться не более 10 минут, потому что на начальном этапе ребенок тяжело концентрирует внимание на учебном процессе. Впоследствии их продолжительность можно увеличить до 20-30 минут. Проводить занятия дважды в неделю.
4. Педагогам нужно во время занятий создавать доброжелательную атмосферу, вызвать положительные эмоции и интерес к чтению.
5. Занятия для стимулирования интереса к чтению у детей с ЗПР должны быть построены на игре, сказках, происшествиях. Это даст детям возможность самореализоваться. Педагоги должны стараться, чтобы каждое занятие заканчивалось на положительных эмоциях, используя различные сюрпризные моменты, награды.
6. Параллельно с проведением занятий педагог должен заниматься детьми индивидуально.
7. Во время обучения чтению также обращаем внимание на развитие кисти руки и мелких мышц пальцев, на формирование пространственных представлений (слева, справа, внизу, сверху). Для этого можно детям давать такие задачи: выложи из бусинок, пуговиц,
ниток, природного материала букву, слог, слово; обводки и раскраски контурных рисунков, рисование, вырезание, конструирование, лепка и т.д.
Выполняя эти методические рекомендации можно избежать многих трудностей стимулирования интереса к чтению первоклассников с ЗПР.
По результатам проведённого исследования было выявлено, что на контрольном этапе после реализации разработанной системы занятий значительно увеличился интерес как к занятиям в целом, так и к чтению, дети стали меньше отвлекаться, а техническая и смысловая сторона чтения букв, слогов и слов возросла значительно. Чтение с использованием таких занятий воспринимается как интересный, несложный и познавательный процесс, связанный с позитивными эмоциями. Осознание расширения своих возможностей стимулирует создание хорошего настроения и уверенности в своих силах.
Самым главным достижением стало то, что детям процесс чтения начал нравиться, они очень старались, сам процесс чтения, как уже было сказано, вызывал позитивные эмоции. Мы полагаем, что подобный фундамент умения читать является очень важным для дальнейшего обучения и развития детей.
Список использованной литературы
1. Буртасова Н. И. Использование произведений устного народного творчества в формировании интереса к чтению у детей с ЗПР [Текст] / Н. И. Буртасова, И. Р. Харламова, Н. В. Котенко // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. —С. 15–17.
2. Гаркунова Л.И. Вопросы и задания для уроков чтения. – М., 1979.
3. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1973.
4. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – М., 2001.
5. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004. –64с.
6. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению /Начальная школа. - 2007. - № 12. - С. 14-19.
7. Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: festival.1september.ru › articles/416798/
8. Каракулова А.П. Формирование мотивации к овладению чтением у младших школьников с задержкой психического развития // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»