Оставьте нам Ваш номер телефона ниже и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время!

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона

Заполнить форму ниже и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время!

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение

8 (812) 926-59-51

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Рентгена, 15/31
ул. Решетникова д. 9

Как развивать волю у ребенка?

boy doing homework
Для каждого, кто задумывается о детях или имеет их, важно, чтобы они выросли умными, добрыми, волевыми. Но как же развить волю ребенка? С какого возраста нужно начинать воспитывать волевые качества? Да и возможно ли это? 

Воля – это очень сложное и многогранное качество личности, которое включает в себя целеустремленность (умение ставить цели и добиваться их достижения), уверенность в себе, настойчивость и ответственность 

С чего начать? 

К сожалению, скажут волевые взрослые, и к счастью, подумают безвольные родители, ребенок не рождается с сильной волей или ее отсутствием. Она не передается по наследству, но ее можно воспитать и сформировать в процессе игры и освоения малышом социальных норм. Многое в развитии воли зависит от условий жизни и обучения. Если родители излишне опекают ребенка, хотят исполнить любое его желание, любой каприз своего чада, то из него вряд ли вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Такой малыш будет избалованным и капризным, доставит родителям массу проблем. А повзрослев, будет требовать от всех окружающих потакания. 

С самого раннего возраста, как только вы заметили, что ребенок начал понимать обращенную к нему речь, необходимо ставить перед ним посильные задачи. Конечно, говоря о воле маленького человека нельзя вкладывать тот смысл, какой вкладывается в понятие воли для взрослого. Но зачатки волевых проявлений можно начать вырабатывать уже у самых маленьких. 

Когда родители начинают делать за ребенка то, с чем он может справиться сам, то их чадо с удовольствием будет перекладывать на них все свои дела. Например: малыш впервые видит новую яркую игрушку и стремится достать ее. Он уже может это сделать самостоятельно, но необходимо приложить усилия. Если мы поспешим и вложим ребенку в руку желанную игрушку, то лишим его всякой возможности проявить волевое усилие. Как любой взрослый человек, ребенок испытывает огромную радость от самостоятельно достигнутой цели. Преодоление препятствий становится источником активных действий. Конечно, не стоит настаивать, если вы видите что действие для ребенка еще сложное. Возможности малыша еще ограничены, и часто он не может добиться результата, а в таком случае ему необходимо помочь. 

Приведу пример из собственной практики. Соня, 2,5 года никак не может сложить все цилиндры в отверстия (10 цилиндров разной ширины и соответственно 10 отверстий). У нее все время остается 1 цилиндр и 1 отверстие, но в это отверстие цилиндр никак не вставить, т.к. оно уже. Мама спешит на помощь и быстро устраняет ошибку. Соня радуется, но затем снова все достает. Мама вновь активно помогает, но ребенок радости не проявляет и достает все цилиндры третий раз. Мама недоумевает. Ошибка в том, что она все делала за дочь. Нам часто не хватает терпения просто наблюдать. Часто мы поступаем как Сонина мама, т.е. спешим помочь, не дожидаясь просьбы о помощи. Тем самым мы не предоставляем возможность ребенку усердно трудиться и развивать волевые качества. Можно показать ребенку как построить башню, сложить кубики и т.п. , а потом проследить, чтобы ребенок проделал это сам. Тогда дети научаться быть самостоятельными и смогут выходить из затруднений, не обращаясь к помощи. 

Ребенку необходимо быть самостоятельным во всем: убирать за собой игрушки, заправлять кровать, самим умываться, одеваться и раздеваться. Если ребенку приходиться ждать, когда его оденут, то он начинает себя чем-нибудь занимать, а переводя на язык взрослых баловаться, ведь в этом возрасте так трудно усидеть. Решая такие посильные задачи, малыш сосредоточен и настойчив. А в результате ребенок приучается к аккуратности, самостоятельности и развивает волевые качества. 

Формированию волевых черт в характере способствует продуманный режим и распорядок дня. 

Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю. 

Что говорят психологи 

Аристотель ввёл понятие «воли», чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии с(действием, которое само по себе не вызывает интереса)о знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Важным признаком волевого акта является то, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. 

Развитие воли осуществляется в 3 направлениях: 

Преобразование непроизвольного психического процесса в произвольный. 
Обретение человеком контроля над своим поведением. 
Выработка волевых качеств личности. 
Человек сознательно ставит перед собой всё более трудные задачи и преследует всё более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. Развитие воли у детей тесным образом связано с мотивацией и нравственной сферой. Когда ребенок замотивирован, то уже невольно включается волевая регуляция. Доказано, что волевая регуляция лучше развита у детей с общим интеллектуальным развитием, а так же с появлением навыка оценивать свои поступки. 

Особую роль в развитии воли занимают игры, причём каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры способствуют формированию производственной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры закрепляют волевые качества личности. Коллективные игры с правилами укрепляют саморегуляцию. Обучение вносит вклад в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов. 

А для чего воля вообще нужна? 

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, осуществлении действия, для преодоления трудностей. Преодоление трудностей требует волевого усилия — особого состояния, которое связано с напряжением, мобилизацией физических, психических, интеллектуальных и моральных сил человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. 

Что еще 

Вы можете рассказывать ребенку сказки, лучше, если вы сами их придумаете. Впишите в них имя своего малыша, его любимые игрушки, друзей и др. Слушая эти сказки, ребенок будет стремиться в жизни соответствовать своему сказочному образу. Здорово, если вы будете использовать куклу-перчатку или просто игрушки, так дети лучше воспринимают информацию. Для таких игрушек вы можете выделить особое «сказочное место» 

Подведем итог 

Родители, стремящиеся воспитать волю у ребёнка, 

должны соблюдать следующие правила: 

не делать за ребёнка то, чему он должен научиться; 
активизировать самостоятельную деятельность ребёнка, вызвать у него чувство радости от достигнутого; 
учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений. 
Важно, чтобы родители не упустили те годы жизни ребенка, когда закладываются волевые качества человека. Гораздо легче правильно воспитать ребенка, чем перевоспитывать его. Перевоспитание требует больше сил, знаний и терпения, не каждый родитель с этим справится.